Снизить шероховатости на боковой поверхности незакаленных колес, увеличить рабочее сцепление зубьев и точность их профиля призвана зубошевинговальная обработка.
Смысл, который включает в себя зубошевинговальная обработка, заключается в соскабливание слоя металла с зубчатых колес, изготовленных из легированной стали. Технологически принцип операции основан на их взаимодействии со специальным инструментом - шевером. Он представляет собой круг или рейку с прорезанными канавками, которые формируют режущие кромки. Входя в зацепление с подлежащим обработке колесом под определённым углом, рабочая поверхность шевера соскабливает с её зубьев ненужный слой металла.
Зубошевинговальная обработка проходит наиболее эффективно, если деталь постоянно движется по линии, обеспечивающей наиболее короткое расстояние между осями колеса и шевера. Различают несколько видов подачи инструмента:
- При варианте с продольной подачей путь шевера соответствует направлению оси заготовок. Непосредственно зубошевинговальная обработка задействует одни и те же режущие области инструмента, что ведет к его быстрому износу.
- Поперечное и диагональное направления подачи подразумевают, что шевер движется под некоторым углом к заготовке. Вариант обеспечивает равномерный износа по всей длине режущей кромки и сокращает длину перемещения шевера.
- Тангенциальная подача - оптимальный рабочий путь шевера, который увеличивает производительность и эксплуатационный срок инструмента.